Новости: Внесены изменения в Федеральный Закон «Об исполнительном производстве».

21 и 28 декабря 2013 года был внесен ряд изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве». Ниже приведен краткий обзор основных изменений.

Появился новый вид исполнительного документа – акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ применительно к случаям взыскания с должника – индивидуального предпринимателя (статья 12 ФЗ).

Введена обязанность пристава-исполнителя по уведомлению взыскателя и должника в случае применения обеспечительных мер или немедленного исполнения документа (статья 24 ФЗ) – не позднее одного рабочего дня. Извещение должника и взыскателя, как и прежде, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, а остальным лицам, участвующим в производстве – по адресу места жительства или места нахождения (гражданину – может направляться по месту работы). Лица, участвующие в производстве, вправе письменно сообщить иной адрес (теперь в том числе и электронной почты) или удобный им способ уведомления. Что касается извещения организаций, по общему правилу, извещение направляется по адресу, указанному в исполнительном листе (если организацией не заявляется иное), а в случае если взыскатель или должник не находится по указанному адресу, извещения направляются по юридическому адресу. Даже в случае если лицо, участвующее в исполнительном производстве, не получило повестку или иное извещение, которое было направлено по последнему известному или указанному им самим адресу, такое лицо считается извещенным (статья 29 ФЗ).

Существенные изменения внесены в статью 30 (часть 2.1) и ч.5 статьи 46 ФЗ. Теперь если производство окончилось невозможностью взыскания (пристав в результате всех предпринятых мер пришел к выводу о том, что имущество у должника отсутствует), подать заявление о возбуждении исполнительного производства можно только через шесть месяцев или ранее – при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Срок в шесть месяцев установлен для производства на основании исполнительных листов, судебных приказов, исполнительных листов с требованием о взыскании периодических платежей и актов о привлечении к административной ответственности, а для остальных видов исполнительных документов срок составляет 2 месяца.

Добавлено еще одно основание для возвращения исполнительного листа должнику – если должник (иностранный гражданин или лицо без гражданства) подвергнут процедуре административного выдворения за пределы РФ.

Одновременно с окончанием основного производства (ст. 47 ФЗ) приставом не возбуждается исполнительное производство по не исполненным или исполненным частично постановлениям в следующих случаях: если невозможно определить местонахождение должника, при отсутствии у него имущества; в случае возвращения исполнительного документа по требованию органа, выдавшего документ; при ликвидации должника или признания его банкротом. По общему правилу, при сообщении ФНС РФ о начале процедуры банкротства приостанавливаются все исполнительный действия, теперь введен список исключений (см. ч. 3 ст.95 ФЗ).

Дополнены также нормы о правопреемстве в исполнительном производстве. В статье 52 ФЗ уточняется, что судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства (если исполнительный документ выдан судом), а также на основании акта иного органа, если правопреемство допускается законодательством РФ. О замене стороны исполнительного производства судебный пристав выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, и направляет его копию сторонам производства и органу, выдавшему исполнительный документ не позднее следующего дня после вынесения решения о замене стороны.

Изменения произошли и в нормах об исполнительных действиях. Во-первых, приставы-исполнители получили дополнительное право проводить проверку правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях и зачисления на лицевой счет взыскателя по заявлению последнего или по собственной инициативе (п. 16 ч.1 ст. 64 ФЗ). Кроме того, введено такое исполнительное действие, как зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств (п. 16.1). Согласно статье 88.1 ФЗ, пристав вправе произвести зачет по собственной инициативе, либо по заявлению взыскателя.

Установлены сроки для судебного пристава-исполнителя по вынесению постановление о передаче имущества должника на реализацию – от 10 до 20 дней со дня вынесения постановления об оценке имущества. В течение 10 дней пристав обязан передать имущество специализированной организации.

Статья 107 ФЗ подверглась значительным изменениям: теперь в ней отражены не только особенности исполнения требования о выселении должника, но и об освобождении земельного участка, о сносе зданий, сооружений, построек. Для исполнения перечисленных требований судебный пристав-исполнитель вправе предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения (с последующим их возмещением за счет должника), а также привлечь специализированную организацию.

Наконец, увеличен минимальный размер исполнительного сбора – 1000 рублей для граждан и индивидуальных предпринимателей, и 10000 рублей для юридических лиц. В случае исполнения требования неимущественного характера размер сбора составляет, соответственно, пять и пятьдесят тысяч рублей. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников.

Изменения вступили в силу с момента опубликования.

-О нас --Отзывы --Документы --Вопросы --Контакты --Статьи --Новости --Арбитражные дела